Скликивание и закон РФ

Является ли скликивание преступлением? Если это преступление, то по какой статье закона РФ можно привлечь злоумышленника?

кликфрод в действии мы не навредим вам а вас скликивают?

Это сетевое мошенничество?

Можно предположить, что скликивание рекламы является мошенничеством и подпадает под статью 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информацией). Это предположение формируется статьями в Интернете, где скликивание расшифровывается не иначе, как сетевое мошенничество.

как мне защититься самому?

Как наказать кликера?

Однако с юридической точки зрения скликивание не является мошенничеством, т.к. в нем отсутствует ключевой элемент мошенничества — хищение вашего имущества (совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновных или других лиц, причинившие ущерб собственнику). При кликфроде рекламы происходит списание денежных средств в пользу рекламной площадки (например Яндекс.Директ), а не переход имущества в пользу кликеров. А если нет хищения имущества, то нет и мошенничества!

Скликивание следует квалифицировать по статье 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Указанный состав преступления образуется при наличии имущественного ущерб в крупном размере (не менее 250 000 рублей), причиненного путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под ущербом понимается не только реальный материальный ущерб, но и ваша упущенная выгода, то есть неполученные доходы (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48).

 
Сколько мы экономим?

В результате скликивания рекламы компании причиняется имущественный ущерб. Доказать размер причиненного ущерба можно, т.к. сервисы контекстной рекламы (например Яндекс.Директ) сохраняют всю статистику вашей рекламной кампании.

Для квалификации действий по статье 165 УК РФ требуется не только наличие ущерба, но и его размер не менее 250 000 рублей. Если размер ущерба ниже указанной суммы, то к уголовной ответственности привлечь мошенников нельзя. Их действия в таком случае будут подпадать под статью 7.27.1 КоАП РФ и это административная ответственность в виде штрафа (в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее 5 000 рублей).

кейсы наших клиентов

250 000 руб.

Если ущерб от скликивания превышает 250 000 рублей, то действия злоумышленников подпадают под статью 165 УК РФ. При этом к уголовной ответственности будут привлекаться не только исполнители, но и заказчики этих незаконных действий.

Заявление в полицию

Для возбуждения уголовного преследования мошенников необходимо обратиться в полицию с заявлением о преступлении. Поскольку кликфрод достаточно сложное в доказывании преступление, то к заявлению нужно приложить все имеющиеся у вас доказательства, подтверждающие факт скликивание (выгрузки с нашего личного кабинета, ответы из службы технической поддержки поисковых систем, сведения об оплате контекстной рекламы, статистику рекламных компаний и т.д.). Без этих доказательных данных снижаются шансы на возбуждение уголовного дела и, соответственно, на привлечение виновных к ответственности.

Отзывы наших клиентов

Экспертиза для уголовного дела

Для доказывания скликивания в уголовном процессе можно использовать заключение экспертов (статьи 57,58,80 УПК РФ). Это лица (могут быть сотрудниками нашей компании) с соответствующим образованием и знаниями, которые могут провести анализ определенных показателей вашей рекламы и сделать вывод о наличии или отсутствии мошеннических кликов, их количестве и т.д.

Заключение эксперта нужно приобщить к заявлению о преступлении. Все необходимые данные от рекламной площадки (например Яндекс.Директ) могут запросить должностные лица при проверке сообщения о преступлении или расследовании уголовного дела. Стоит отметить, что проводить исследования и доказывать факт скликивания дело сложное и заниматься этим целесообразно только при крупном размере имущественного ущерба, когда ваша компания систематически теряет рекламный бюджет.

наша команда

Какие признаки могут свидетельствовать о кликфроде?

  1. Аномально высокое число кликов с одного IP- адреса. Ни один здравомыслящий клиент не будет кликать до 10 и более раз по одной и той же рекламной ссылке в течение двух-трех дней. Практика показывает, что мошенники обычно используют выходные дни для скликивания, чтобы рекламодатель оперативно не зафиксировал кликфрод;
  2. Большое количество посетителей, которые быстро покидают сайт. В качестве подтверждения возможности кликфрода можно использовать видеозапись поведения посетителей на сайте. Если после прихода на сайт по ссылке посетитель вообще не взаимодействует с элементами сайта, то высока вероятность, что это мошенник, занимающийся скликиванием;
  3. Высокое количество кликов на партнерских сайтах (например, в Яндекс.РСЯ).
  4. Cнижение уровня конверсии. Если вы отмечаете зависимость роста конверсии от деятельности вашей контекстной рекламы, то этот показатель может быть использован для выявления кликфрода. Т.е. падающий уровень конверсии при увеличении кликов на рекламу – это опосредованный признак скликивания.
  5. Увеличение количества кликов на все ключевые слова, особенно если это происходит в условиях ограниченной узнаваемости сайта и его нахождении не на ведущих позициях в поисковых системах. Размещая рекламу по низкочастотным запросам, шанс нарваться на кликфрод существенно ниже.
а вас скликивают?

Почему не стоит пытаться скликать рекламную кампанию конкурента?

Скликивание контекстной рекламы конкурента — это преступление. Такой радикальный и нечистый инструмент конкуренции, как скликивание, совершенно не оправдан. Если же у вас в планах всё-таки попробовать этот способ конкуренции, помните:

  1. Скликать рекламные средства конкурента вполне возможно, если обеспечить такие клики по объявлениям, которые будут идентифицироваться системой не как боты, а как «живые» пользователи. Но следует помнить, что показатель кликабельности подвергнутого атаке рекламного объявления может повыситься из-за увеличения общего количества переходов на сайт;
  2. Увеличение показателя CTR снизит стоимость последующих переходов. Оплатив атаку на вашего конкурента, вы не сможете достигнуть долгосрочного эффекта. В процессе снижения цены клика вам будет требоваться всё больше переходов, а, следовательно, и средств на оплату ботов. В результате и время, и деньги будут потрачены впустую;
  3. Более разумной альтернативой скликивания конкурентов с одновременным уменьшением их затрат на продвижение является собственная рекламная кампания, которая поможет привлечь покупателей своего продукта.
подключить защиту

Как можно защититься от скликивания контекстной рекламы?

Для защиты от скликивания контекстной рекламы существуют дополнительные способы, позволяющие минимизировать ущерб от мошеннических действий:

  1. Использование низкочастотных ключевых фраз. Узкоспециализированные формулировки обычно используются только целевыми посетителями, их редко можно встретить среди не вовлечённой в тематику аудитории;
  2. Правильно составленные рекламные объявления. Призывающая к действию реклама всегда работает эффективнее, чем неоптимизированные объявления на верхних строках выдачи. Реальные клиенты обратят внимание на правильно написанный информативный рекламный текст, а недобросовестные пользователи обычно нацелены на ТОП-объявления;
  3. Геотаргетинг. Используйте этот инструмент, чтобы показывать рекламу только в тех регионах, где действительно работаете. Увеличивать территорию показа не только бессмысленно, но и вредно. Это позволяет мошенникам скликивать бюджет с прокси-серверов, расположенных в других городах. В Google можно воспользоваться функцией блокировки отображения объявлений на устройствах, адреса которых не принадлежат заданному диапазону;
  4. Контроль рекламных расходов. Установив суточный лимит расходования средств, можно оценить, насколько быстро заканчиваются деньги. Как только ограничение будет достигнуто, показ объявления остановится. И если это произойдёт раньше, чем обычно, то стоит провести анализ на предмет скликивания;
  5. Гибкий график показов. Непредсказуемые остановки рекламной кампании могут сбить мошенников с толку;
  6. Составление перечня надежных площадок. Обращайте внимание на репутацию ресурсов, которые используете в качестве рекламных площадок. Нечистоплотные владельцы некоторых из них могут преследовать цель получения дохода любой ценой. Работайте только с проверенными источниками. Так вероятность кликфрода будет минимальной.
подключить защиту

откуда берутся боты на вашем сайте?

Кто может скликивать вашу рекламу?

1

Ваши конкуренты

Ничто не мешает вашим конкурентам регулярно кликать на ваши объявления, тем самым сокращать ваш рекламный бюджет.

2

Бот клик-фермы

Крупномасштабная работа ботов по мошенничеству с кликами. Обычно используется конкурентами, чтобы удалить ваши объявления из результатов поисковой выдачи.

3

Накрутка поведенческих факторов

Борьба за первые позиции в поиске не всегда честная. Конкуренты накручивают поведенческие факторы вашего сайта, что негативно влияет на его позиции.

кликфрод в действии 🙁 планы по развитию

Часто скликиванием занимаются веб-мастера, на сайтах которых размещается реклама

Когда происходит клик по объявлению, веб-мастер получает свою прибыль с переходов по рекламе, размещенной на его сайте. Они заинтересованы в том, чтобы реклама на их сайте кликалась как можно чаще, а если этого не происходит, могут прибегнуть к искусственному увеличению кликов на своей площадке.

Ничего, кроме расхода рекламного бюджета, такие клики, конечно же, не принесут. Искусственная накрутка кликов на рекламных площадках наносит вред не только рекламодателям, но и поисковым системам. Ведь если реклама перестанет приносить прибыль владельцам бизнеса, они просто перестанут рекламироваться в Яндекс и Google и станут искать качественный трафик через другие каналы.

Поисковые системы выдвигают ряд требований к площадкам, на которых размещаются их рекламные блоки. Эти требования касаются, в том числе, и качества трафика. Алгоритмы Яндекса прогнозируют конверсию по каждому клику, совершенному на площадке и автоматически повышают или понижают ставку в зависимости от вероятности конверсии. Тем самым Яндекс мотивирует веб-мастеров повышать качество контента и привлекать живую платежеспособную аудиторию, вместо того чтобы заниматься скликиванием.

Алгоритмы Яндекса отсеивают большую часть недобросовестных площадок, но они не идеальны. Даже с пониженной ставкой за клик некачественная площадка может «откусить» существенную долю бюджета. Так что мы рекомендуем регулярно проверять и анализировать отчет по площадкам, и отключать сайты с плохими показателям. Некачественные площадки легко распознать по аномально высокому CTR, высокому показателю отказов и отсутствию конверсий.